Отзыв официального оппонента о диссертации Тупиковой Анны Михайловны

Диссертационное исследование А.М.Тупиковой посвящено анализу структурных и функциональных особенностей гипермедиальной Интернет-рекламы для детской аудитории. Актуальность данной диссертации обусловлена тем, что на современной стадии развития лингвистики назрела острая необходимость в работах, посвященных лингвистическому исследованию конкретных жанров компьютерно-опосредованной коммуникации, что, по нашему мнению, внесло бы существенный вклад в формирование жанровой стратификации компьютерно-опосредованной коммуникации в целом и электронного гипертекста в частности. Актуальным также представляется выбранный А.М.Тупиковой структурно-функциональный фокус исследования интернет-рекламы для детей, позволяющий выявить специфику данного жанра компьютерно-опосредованной коммуникации, осуществляемой в рамках конкретной возрастной группы.

Объектом диссертационного исследования выступает гипертекст интернет-рекламы для детей, а предмет изучения составляют функциональные и структурные особенности данного вида гипертекста.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественной и зарубежной лингвистике проводится анализ интернет-рекламы для детей, которая рассматривается, с одной стороны, в качестве электронного гипертекста, обладающего структурными, языковыми и функциональными особенностями, а с другой стороны, в качестве специфического вида рекламы в сети Интернет, особенности которого определяются не только объектом рекламирования, но и реципиентом. Выбор материала исследования также представляется достаточно оригинальным в свете того, что в контексте гипертекста интернет-реклама для детей, представленная на сайтах http://www.toggo.de, http://www.nick.de, http://www.primolo.de, ранее не становилась объектом специального изучения отечественных и зарубежных лингвистов.

Теоретическая значимость исследования А.М.Тупиковой определяется тем, что в работе изложены более расширенные сведения о рекламном дискурсе; выявлены методологические лакуны и высказана идея о необходимости преодоления терминологической полисемии при лингвистическом описании интернет-рекламы; раскрыто понятие «гипертекст интернет-рекламы»; доказана необходимость выделения гипертекста интернет-рекламы для детей в качестве особого вида электронного гипертекста; введены в аппарат лингвистического исследования электронного гипертекста такие понятия, как «предтекст» и «интро»; разграничены термины «медийный» и «медиальный» – что, несомненно, вносит значительный вклад в лингвистическую теорию рекламы, в лингвистическую теорию электронного гипертекста и в теорию компьютерно-опосредованной коммуникации. Применительно к проблематике диссертации эффективно, с получением обладающих новизной результатов, использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе описательно-сопоставительный, системно-структурный, структурно-функциональный и метод количественного анализа данных.

Практическая ценность диссертационного исследования видится в возможности использования его материалов и выводов в вузовских лекционных курсах по теории коммуникации, теории языка, лингвистике текста, а также при разработке курса «Анализ медиатекста». Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается также тем, что в работе определены перспективы практического использования теории, а именно при создании интернет-рекламы для детей.

В диссертационном исследовании соискатель, опираясь на труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные исследованию рекламы (с. 15–25), мультимодальных/креолизованных текстов (с. 25–30), интернет-рекламы (с. 35–39), гипертекста как объекта лингвистических и нелингвистических отраслей научного знания (с. 39–50), вполне доказательно предлагает идею о возможности исследования рекламы в качестве креолизованного текста (с. 30–33) и текста с гетерогенными семиотическими составляющими (с. 33–35), что позволяет диссертанту в дальнейшем вполне правомерно высказать мысль о целесообразности изучения интернет-рекламы с позиции теории гипертекста (с. 51) и доказать, что мультимедиальный текст интернет-рекламы обладает особым персуазивным эффектом при воздействии на адресата детского возраста. Оценивая первую главу диссертационного исследования, считаю необходимым указать, что представленный в ней материал позволяет автору продемонстрировать широкую научную эрудицию, а также умение критически оценить применимость тех или иных понятий и концепций к анализируемому материалу, самостоятельно сопоставить или уточнить такие связанные с данным исследованием ключевые понятия, как «реклама», «рекламная коммуникация», «рекламное сообщение», «рекламный дискурс», «рекламный текст», а также термины «креолизованный текст», «поликодовый текст», «мультимедийный текст», «мультимедиальный текст» и сделать обоснованные и точные выводы.

Самой сильной стороной диссертации является применение структурно-функционального подхода к исследованию гипертекста интернет-рекламы для детей (Глава 2), что позволило соискателю аргументировано предложить собственное видение понятий «гипертекст интернет-рекламы» и «гипотекст интернет-рекламы» (с. 65); выявить особенности проявления категории интерактивности гипертекста интернет-рекламы для детей (с. 63); выделить два структурных типа гипертекста – малоформатный и крупноформатный гипертекст (с. 66); доказать, что гипертекст разных структурных типов обладает отличиями в использовании языковых, графических и изобразительно-медиальных средств; подробно описать структуру гипертекста интернет-рекламы; доказать целесообразность выделения в структуре исследуемого гипертекста ранее не описанного элемента – предтекста (с. 122); определить его особенности; разработать типологическую классификацию (по воспроизводимости структуры и осуществляемой функции) и представить количественную характеристику гипотекстов малоформатного (с. 70) и крупноформатного (с. 82) гипертекста интернет-рекламы для детей.

Несомненным достоинством работы является глубокий анализ функций гипертекста интернет-рекламы для детей, проведенный на базе обширного эмпирического материала (с. 85–174), в ходе которого автор доказал целесообразность применения функционального подхода при изучении гипертекста интернет-рекламы, использование которого, в свою очередь, позволило А.М.Тупиковой сделать вывод, что гипертекст рекламы для детей выполняет, помимо характерных для всякого рекламного текста, некоторые специфические функции, обусловленные электронной формой представления и особенностями адресата, а именно – персуазивную (с. 87–113), регулятивную (с. 113–118), функцию привлечения и удержания внимания адресата (с. 118–130), социализирующую (с. 130–163), развлекательную (с. 163–169) и информационную (с. 169–174) функции. А.М.Тупикова, применив интеграцию существующих базовых методов исследования, несомненно, провела кропотливую работу с языковым материалом, в результате которой выявила способы имплементации вышеуказанных функций гипертекста интернет-рекламы для детей и его языковые особенности, а именно – большое количество заимствований (англицизмов, разговорной, фамильярной и грубой лексики, элементов молодежного жаргона, неологизмов и окказионализмов), а также наличие образных средств и простой синтаксис.

Бесспорными являются перспективы проведенного А.М.Тупиковой исследования, которые заключаются в изучении гипертекстуальности интернет-рекламы, адресованной другим социокультурным группам, а также в дальнейшем изучении проблемы связности в гипермедиальном тексте рекламы.

Таким образом, в диссертации А.М.Тупиковой на основании выполненных соискателем исследований: – разработан алгоритм описания языковых, графических и изобразительно-медиальных средств, участвующих в создании гипертекста интернет-рекламы для детей; – предложены оригинальные суждения по проблеме изучения гипертекста как объекта лингвистического исследования, впервые в отечественной и зарубежной лингвистике структурно-функциональный метод апробирован на таком материале исследования, как гипертекст интернет-рекламы для детей; – доказана перспективность использования структурно-функционального подхода при изучении интернет-рекламы и других гипермедиальных текстов.

Оценивая диссертационное исследование в целом, можно сделать заключение, что ее цель достигнута, выводы и Заключение совершенно убедительны и не вызывают возражений, все положения, выносимые на защиту полностью находят обоснование в работе. Исходя из высокой эффективности представленных в работе результатов, наша оценка исследования носит полностью положительный характер, однако, учитывая жанр защиты диссертации, предполагающий полемику, хотелось бы задать А.М.Тупиковой некоторые вопросы и высказать суждения, которые касаются рассматриваемых в работе проблем:

1. Более тщательного описания, на наш взгляд, требует методика отбора материала исследования, представленного в виде 128 гипертекстов (с. 6), и методика отбора 1042 гипотекстов для анализа особенностей гипертекста интернет-рекламы для детей (с. 119).

2. В тексте диссертационного исследования используются такие понятия, как «гипотекст первичного звена» и «исходный гипотекст», при этом, на наш взгляд, в работе не содержатся четкие отличия этих понятий.

3. Для обозначения предельной минимально значимой единицы гипертекста необходимо, по нашему мнению, более детальное пояснение выбора термина «гипотекст» из ряда других используемых в работах терминов – «модуль», «узел», «фрагмент», «информационная единица», «текстон», «гнездо».

4. Некоторого уточнения, как нам кажется, требует понятие «интро», как особого гипотекста: является ли этот особый гипотекст элементом структуры какого-либо конкретного гипертекста (его содержимое (анимационный ролик со звуком или без, видеофрагмент) – неизменно)?

5. Правописание понятия «интернет-реклама» следовало бы привести к однообразию, поскольку в таких производных составных наименованиях первая часть пишется со строчной буквы.

Все вышеперечисленные замечания и вопросы носят исключительно дискуссионный или уточняющий характер, не являются принципиальными и ни в коей мере не умаляют объективных достоинств выполненного А.М.Тупиковой диссертационного исследования, следовательно, не оказывают существенного влияния на, безусловно, положительную оценку диссертации. Вне всякого сомнения, работа А.М.Тупиковой представляет собой серьезное лингвистическое исследование, логически построенное и освещающее актуальные проблемы рекламного дискурса. Диссертация отличается новизной поставленной проблемы и глубиной анализа, вносит определенный вклад в развитие теории и практики компьютерно-опосредованной коммуникации.  Результаты проведенного А.М.Тупиковой исследования прошли необходимую апробацию, автореферат и опубликованные статьи автора, в том числе 4 статьи в журналах, входящих в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, отражают содержание диссертации и раскрывают основные положения, выносимые на защиту.

На основании всего вышесказанного считаю, что диссертация А.М.Тупиковой «Гипертекст интернет-рекламы для детей (структурный и функциональный аспекты)» является законченной научно-квалификационной работой, выполненной под руководством доктора филологических наук, профессора В.А.Каменевой, содержит решение задачи, имеющее существенное значение для современной лингвистики, и полностью соответствует требованиям п. 7 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» (в ред. Постановления правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 475), предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук, а сам автор диссертации, Анна Михайловна Тупикова, заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.19 – теория языка.

При использовании материалов с сайта ссылка на автора обязательна!
Научные конференции www.kon-ferenc.ru

Фестиваль науки

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ВАК

Интуит
Сервис предоставлен Конференции.ru ©
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Проверка тиц Бесплатный хостинг Okis.ru Protected by Copyscape Online Infringement Checker uptime сайта